Ча Дао: от первой пиалки до «Ча До»

11 апреля 2018

Все началось 9 лет назад. Если бы мне тогда сказали, что я буду заниматься чаем и пить его литрами, я бы не поверил и покрутил пальцем у виска. Тогда на волне влияния рэп культуры и с целью поиска новых состояний мы с друзьями окунулись в чайную тему. Друг принес небольшой медальон в золотинке со значком «S», назвал его Шу Пуэром, что ровно для нас ничего не значило, разделил его на три части и заварил кипятком, кинув каждому в стакан. Мы, честно, пытались понять его, но непривычно-отвратный вкус земли не оставлял нам выбора кроме как избавиться от странного настоя. На этом наши попытки не закончились. Кто-то решил сварить шу в литровой кастрюле. Мало того, что вкус изменился, так еще и появилось долгожданное чувство непередаваемой бодрости. Тут наша фантазия понеслась. Мы стали экспериментировать: заваривали в термосах, мешали с кофе и травами, стали пробовать новые для нас чаи. Чай вошел в нашу жизнь и стал необходимым для работы и отдыха. Он был везде. Заменил нам алкоголь и сигареты. Мы стали каждые выходные выбираться в лес для того чтобы насладиться дикой природой, запивая все эти ощущения чаем.

В одну из лесных ночей, сидя у костра, мой друг Пётр предложил посвятить чаю чуть больше себя чем обычно. Он предложил заняться чайным бизнесом. Это было что-то новое и абсолютно непонятное. У нас ничего не было, и мы не представляли с чего начинать. Костер потрескивал, ветер в соснах шумел и в этой лесной тишине, выпив по пиале чая, мы стали перечислять названия. Кто-то в шутку выпалил название «Бородатый чай» и нам это не на шутку понравилось. Бороды тогда еще не были популярны, но я всегда хотел бороду. Да и название было некой квинтэссенцией старины и мудрости, что в Китае назвали бы «Лао».

Что было дальше делать и где взять чай, и тем более деньги на первую партию – было неизвестной для нас составляющей. Мы решили просто двигаться и делать то, что можем на данный момент. Создание группы вк, обрисовка бренда и наполнение информацией о чае, вот чем я занялся пока мир не преподнес нам поставщика Ивана (русский в Китае) и денег на первую партию. Вечер, когда мы доставляли наш первый чай вообще незабываем. Казалось, что мир сошел сума. Мы два часа простояли с огромной коробкой на морозе, ожидая газель. Но все проблемы испарились, как только мы стали разбирать груз. Это была волшебная ночь дегустаций. Первую свою чайную церемонию мы проводили бесплатно для друзей в какой-то малоизвестной кафешке (название уже не вспомню). После серии таких церемоний нам предложили делать чай в тайм-кафе и в одном из новых заведений Томска «Брюс Ли» от сети Театро. Так был получен первый печальный опыт взаимодействия с крупными заведениями.

Время шло, чай уходил, бизнес не набирал обороты. Надо было что-то делать, а мой партнер все больше от меня закрывался и вел дело единолично. В этот момент я понял, что будущее в компании «Бородатый чай» мне не светит. Я потерял друга и дело, которое так и не переросло в что-то стоящее. Однако я получил ценнейший опыт.

Вернуться в состояние покоя я уже не мог и стал планировать, что делать дальше. В голове почему-то крутилось название одной бурятской/тибетской травы «Сагаан-Дайля» или «Тибетские белые крылья». В Томске на тот момент был только один магазин с этим растением, и судьба меня повела в «Чайберри». Как оказалось, владелец магазина (тоже Пётр) решил устроить переезд и небольшой ребрендинг. Мне нужна была Саган-Дайля и чай, а ему упакованный бренд «Формат 357». Мы заключили сделку, по условиям которой я рисую ему логотип и создаю стиль, а он, в свою очередь, платит мне за это чаем и небольшой суммой. Дело закипело. В процессе, чтобы развеяться, я приходил в будущий Формат 357 и пил чай с Петром, а также помогал в ремонте на добровольной основе. Видя мое рвение принимать участие в жизни магазина, Пётр предложил мне стать частью команды и вложится в бизнес. Чудом я нашел нужную сумму и взял на себя обязанности ведения социальных сетей, раскрутки бренда, занимался дизайном и организацией мероприятий, а также вел всю бухгалтерию и учет товара, иногда занимался непосредственной продажей в магазине и вел чайные церемонии. В Формате я впервые научился разбираться в качестве чая и посуды, что крайне важно для чайного бизнеса. Так мы стали потихоньку развивать наш бренд: выстроили непререкаемые принципы, находили все более качественные чаи, учились взаимодействовать друг с другом и т.д.

Однако развитие шло очень медленно и причиной тому было множество ошибок, которые я не стану уточнять. В один момент магазин достиг своего предела и без грамотных решений этот предел нам было не прорвать. Я искал развития дела и оно нашло меня само по себе. Как мне тогда сказали: «Все когда-нибудь кончается». На этом мое существование как партнера подошло к концу. Я это дело отметил отличной чайной ночью с братом и сказал себе: «Все когда-нибудь начинается», - и приступил к анализу ошибок и планированию новых действий с огромным багажом ценнейшего опыта.

Кто бы мог подумать, что мой Чайный Путь заведет меня так далеко. Я не собирался бросать чай и ловил чистый кайф от этого с виду простого растения. Никогда не останавливаться и не сдаваться, движение – жизнь, и чай давал мне это движение. Все как всегда случилось почти само собой. Я просто заказал мини-опт у приглянувшегося мне интернет-магазина «ЧаДо». Так как чай всегда приводит к диалогу, мы разговорились с основателем проекта Олегом. Он предложил мне стать представителем ЧаДо в Томске и я, взвесив все плюсы и плюсы, согласился. Я только слегка окунулся в их проект, но уже в полной эйфории от того, что они делают и как они это делают. Скоро придет моя первая партия отличного чая и начнется новая история, но уже вместе с ЧаДо.